Анна Игнатенко: «После 15 лет преподавания в школе люблю свою работу, как и прежде»

Как разобраться во всех тонкостях современного образования? Спросить специалиста, вовлечённого в процесс. Анна Игнатенко, учитель начальных классов, финалист всероссийского конкурса «Учитель года России — 2018», рассказала, чем опасно «клиповое» мышление, какие тенденции намечаются в образовании и что бы она изменила в этой сфере.

Вы писали, что Вам «нравится работать в школе, потому что только там каждый новый день не похож на предыдущий — всегда находишься в развитии и творческом поиске». За 15 лет преподавания Вы по-прежнему придерживаетесь этого мнения? 

После 15 лет преподавания в школе люблю свою работу, как и прежде. Я стараюсь не останавливаться на достигнутом, интересуюсь новыми тенденциями и подходами в педагогике. Всегда искренне радуюсь за успехи своих учеников! Жизнь в школе всегда насыщенная — скучать некогда!

Чем мышление современных учащихся младших классов отличается от их ровесников 10 лет назад? Кем они хотят стать?

Современные младшие школьники мечтают стать учёными-исследователями, военными, врачами, учителями — это ведь профессии на все времена! Но часто ребята мечтают теперь сделаться программистами, дизайнерами, стилистами. Главное, считаю, мотив выбора будущей профессии должен быть благородным и его следует рассматривать через призму пользы, которую ребёнок хочет принести этому миру.

Насколько важно в современном мире инклюзивное образование?

Инклюзивное образование — это реальность, которая соответствует запросам современного цивилизованного общества, где каждый гражданин имеет право быть включенным в активную жизнь. Мне думается, что мы только стоим на пороге настоящей инклюзии. И дело здесь не только и не столько в материальном обеспечении (или отсутствии такового) в школах и других учебных заведениях. Проблема скорее в недостаточной психологической готовности общества. Требуется время. Скоро инклюзивное образование станет привычным и естественным явлением в современной школе. И это несомненно положительный момент. На данный момент в моей практике не было учеников с особыми образовательными потребностями. Поэтому мне трудно рассуждать, насколько работа с такими ребятами может быть сложной.

В наше время некоторым ученикам было сложно сконцентрироваться из-за преобладания «клипового мышления». Как работать с такими учащимися?

Хотелось бы развести понятия «клиповое восприятие» и «клиповое мышление». Клиповое восприятие — неизбежная реальность современной жизни. Информация подаётся именно так — коротко, ёмко, ярко. А вот формирования клипового мышления хотелось бы избегать. Мысли должны быть облачены в словесную форму. Только тогда выстраиваются логически завершенные рассуждения, умозаключения, годные для передачи другим людям. Для того, чтобы избежать клипового мышления, нужно как можно больше работать со словесной информацией, то есть — читать как можно больше!

Что бы Вы изменили в системе образования?

Хочется изменить отношение к образованию как таковому. Оно и есть главная ценность во всей этой системе. На желание обладать этой ценностью и хотелось бы ориентировать ученика. Процесс получения знаний не должен быть наполнен стрессом и негативом. Годы, проведенные в школе, призваны служить прочным фундаментом для дальнейшего развития личности.

Какие тенденции сейчас наблюдаются? К чему стоит готовиться учителям и родителям в будущем?

Сейчас мы можем наблюдать активный и стремительный процесс цифровизации, который пришёл во все сферы нашей жизни. Школа не является исключением. Предполагаю, что именно цифровизация в скором времени приведёт к серьёзным изменениям в структуре образования.